В-25 «Митчелл»

В-25 «Митчелл» Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Спроектирован в КБ американской фирмы «North American». Первый полёт опытная машина совершила в январе 1939 г. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Первые самолёты в Советский Союз попали в апреле 1942 г, массовая поставка (главным образом, через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г. Поначалу В-25 (в советских документах обозначался как «Б-25») определили во Фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе АДД. Экипаж – 5-6 человек.

В-25 «Митчелл» 

У советских лётчиков «Митчелл» пользовался большой популярностью. Сильные моторы, удобные места для экипажа, мощное оборонительное вооружение, богатое по тем временам навигационное и прицельное оборудование позволяли экипажам эффективно выполнять задания. Бывало, что даже при отказавшем на взлёте двигателе, на одном работающем моторе, лётчики доходили до цели, сбрасывали бомбы и возвращались обратно. Самолёт постоянно модернизировался с учётом боевой эксплуатации. Фирмой «Норт Америкэн» учитывались даже рекомендации советского лётно-технического состава. Например, по воспоминаниям ветеранов 4-го авиакорпуса, после подачи тех или иных предложений уже месяца через три можно было наблюдать их воплощение на поступивших из США серийных самолётах.

Бомбардировщики В-25 состояли на вооружении многих полков АДД, большинство из которых отличились в боевых действиях и получили различные почётные наименования: «Севастопольский», «Рославльский» и др. Кроме бомбардировочных задач, они выполняли разведывательные и транспортные функции. В конце 1943 г. несколько машин использовались в 113-м авиаполку в качестве ночных блокировщиков-охотников. Для этого их оснащали батареей из двух пулемётов УБТ (12,7 мм) и двух пушек ШВАК (20 мм). Бомбардировщики использовались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны вплоть до самого её конца.

По условиям ленд-лиза, по окончании войны все самолёты В-25 должны были быть возвращены в США, однако этого не произошло, и «Митчеллы» состояли на вооружении ВВС СССР до 1953 г. Так как самолёт имел шасси с носовой стойкой (в отличие от большинства отечественных бомбардировщиков, имевших хвостовую опору), его применяли в полках Дальней Авиации в качестве переходного при переучивании на тяжелые бомбардировщики Ту-4.

В СССР поставлялись несколько модификаций самолёта: В-25С – с моторами R-2600-13, автопилотом и вооружением: 6 пулемётов 12,7 мм; B-25D – аналогичен B-25C, но имевшем несколько изменённую компоновку, вооружение: 9 пулемётов 12,7 мм; B-25G – штурмовик с вооружением: 1 пушка 75 мм + 6 пулемётов 12,7 мм; B-25H – штурмовик с вооружением: 1 пушка 75 мм + 10 пулемётов 12,7 мм + бомбовая нагрузка до 1820 кг.

Лётно-технические характеристики B-25D:

Длина самолёта, м 16,13

Размах крыла, м 20,58

Высота самолёта, м 4,98

Двигатели Wright Cyclone R-2600-13

Мощность, л.с. 2 х 1700

Максимальный взлётный вес, кг 16350

Максимальная скорость, км/час 434

Практический потолок, м 7400

Дальность полёта, км 2150

Оборонительное вооружение 9 пулемётов 12,7 мм

Бомбовая нагрузка, кг 1800

© 2009-2019 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.