Ту-22М

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец. Начал разрабатываться как комплекс в ОКБ А.Н. Туполева (главный конструктор – Д.С. Марков) в 1965 г. на замену бомбардировщика Ту-22. Самолёт имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолевать систему ПВО потенциального противника на малой высоте. В создаваемый ударный комплекс входила и новая ракета Х-22. Самолёт предназначался для вооружения полков Дальней и морской авиации.

Ту-22М3

Заказ на новую машину получить было сложно, и А.Н. Туполев пошёл на хитрость, обозначив принципиально новый самолёт как модификацию предыдущего – Ту-22. В процессе создания заказчики выдвигали к машине всё новые и новые требования, поэтому процесс проектирования затянулся. Сначала появился опытный самолёт Ту-22М0. Его первый полет состоялся 30 августа 1969 года (экипаж В.П. Борисова).

Позже, в 1971-75 гг., была построена малая серия Ту-22М1. В 1974 г. эти самолёты передали в 185-й тбап в Полтаве для войсковых испытаний. Машина была крайне «сырая» и вызывала многочисленные нарекания эксплуатантов. Но в крупной серии уже была более доведённая модификация – Ту-22М2 с ТРДДФ НК-22. Её строили с 1972 г. Первым из полков ДА новые машины получил 840-й тбап в Сольцах в 1976 году.

В ОКБ А.Н. Туполева тем временем шла работа над ещё более совершенной модификацией самолёта. Она получила обозначение Ту-22М3 и кардинально отличалась от «двойки». Ту-22М3 имел новые двигатели, модернизированный прицельно-навигационный комплекс, системы автоматического управления полётом и вооружением, мощные средства РЭБ. Достаточно сказать, что суммарная боевая эффективность «тройки» по сравнению с Ту-22М2 возросла в 2,2 раза. Первый полёт опытного Ту-22М3 состоялся 20 июня 1977 г. Уже в 1978 г. его запустили в серию. До 1983 г. «тройку» выпускали параллельно с «двойкой», а с 1984 г. – только Ту-22М3.

В 1983 г., после завершения испытаний, Ту-22М3 был принят на вооружение Дальней Авиации. Первым в ДА получил новую модификацию всё тот же 185-й тбап в Полтаве.

С 1974 г. Ту-22М2 стали поступать и на вооружение полков морской авиации.

 

Туполевцами были созданы и другие модификации Ту-22М:

Ту-22МР – самолёт-разведчик, оснащённый комплексом аппаратуры разведки;

Ту-22МП – самолёт РЭП.

Самолёты Ту-22М серийно строились на заводе № 22 в Казани. Всего изготовлено: Ту-22М1 – 9, Ту-22М2 – 211, Ту-22М3 (и их модификаций) - 268.

Для увеличения радиуса действия ракетоносцы Ту-22М3 были оснащены системой дозаправки в воздухе, однако на всех машинах она была демонтирована в соответствии с договором ОСВ-2.

К концу 1980-х самолётами Ту-22М2 и Ту-22М3 были оснащены 12 полков Дальней Авиации, базировавшихся на территории Украины, Эстонии, Белоруссии и России.

Экипажи этих частей приняли участие в Афганской войне. Первым в 1984 г. в этих операциях был задействован 1225-й полк из Белой. Базируясь на аэродроме Мары, бомбардировщики наносили удары по позициям боевиков на территории Афганистана. Такие вылеты выполнялись и позже – с 1988 г. и вплоть до вывода советских войск.

Бомбардировщики Ту-22М3 ограниченно использовали и при подавлении таджикской оппозиции, и в первой Чеченской войне. В Чечне бомбардировщики, помимо нанесения бомбовых ударов, часто использовались в ночное время для сброса САБов с целью подсветки района боевых действий российских войск.

После распада Советского Союза ракетоносцы этого типа остались только в составе ВВС Украины и России. Из Белоруссии они были выведены в Россию.

В настоящее время Ту-22М3 состоят на вооружении четырёх полков Дальней Авиации, два из которых базируются в европейской части России (Шайковка и Сольцы) и два – в азиатской (Белая и Воздвиженка).

Первый полёт опытной машины – 30 августа 1969 г. Экипаж В. Борисова.

Первое участие в учениях «Запад-81» – 1981 г.

Первый полк освоивший 1974 г. 185 тбап 13 тбад (Полтава).

Первый пуск ракет 1975 г.   Х-22Н

Количество в ДА на 1 декабря 1990 г. – 210.

 

Лётно-технические характеристики Ту-22М3:

Длина самолёта, м    42,46

Размах крыла, м        23,3/34,28

Высота самолёта, м  11,08

Углы стреловидности по передней кромке, град 20/63

Двигатели      ТРДДФ НК-25

Тяга, кгс         2 х 14500

На форсаже    2 х 25000

Взлётный вес, кг      

Нормальный  112000

Максимальный         124000

Скорость, км/час

Максимальная на высоте    2300

Максимальная у земли         1050

крейсерская

Практический потолок, м    13300

Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км

На сверхзвуке            1500-1850

На дозвуке и малой высоте 1500-1650

На дозвуке по смешанному профилю        2410   

Оборонительное вооружение         кормовая спаренная 23-мм пушка ГШ-23

Бомбовое вооружение, кг    до 24000 (типовые варианты загрузки: 69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500)

Ракеты            3 Х-22 (Н, НА, МА) или 10 Х-15

© 2009-2019 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.