Ту-4

Самолёт Ту-4 был создан в КБ А.Н. Туполева на базе американского дальнего бомбардировщика В-29 «Суперфортресс» и первоначально имел обозначение Б-4.

Поскольку В-29 уже «проявил себя в деле» над Японией, Сталин в конце 1945 г. приказал Туполеву сделать копию. Созданию бомбардировщика придавалось государственное значение. Самолёт готовился к сроку окончания работ над первой советской атомной бомбой. К весне 1947-го первую опытную машину построили в Казани на заводе № 22.Ту-4 

3 июля того же года экипаж Н.С. Рыбко приступил к её испытаниям. По мере того, как из цехов завода выходили новые самолёты, их также подключали к испытаниям. В общей сложности в них приняли участие 20 машин первой серии. Для ускорения испытаний, помимо лётчиков-испытателей туполевской фирмы, привлекались и заводские лётчики-испытатели, и наиболее опытные лётчики из полков ДА.

На самолёте Ту-4 № 6 полную программу промышленных и государственных испытаний провёл экипаж В.В. Пономаренко из 203-го Гв. тбап, имевший опыт полётов на Пе-8, В-17 и В-24. Сталин лично подписал Акт об окончании испытаний.

Осенью 1946-го для быстрейшего освоения Ту-4 строевыми лётчиками там же, в Казани, на базе 890-го тбап 45-й тбад был организован 890-й Брянский отдельный учебно-тренировочный авиаполк (оутап) с непосредственным подчинением штабу ДА.

Серийно самолёт производился на казанском заводе № 22 с 1948-го по1952 г. Построено 847 самолётов.

 Ту-4 имел несколько модификаций:

Ту-4 - дальний бомбардировщик;

Ту-4А – бомбардировщик – носитель атомного оружия;

Ту-4 – самолёт-заправщик.

18 августа1947 г. 3 новых бомбардировщика были продемонстрированы на воздушном параде в Тушино.

В1949 г. первым боевым полком, освоившим Ту-4, стал 203-й тбап 45-й тбад в Барановичах. Постепенно бомбардировщиками вооружили и другие полки Дальней Авиации. Поспешность его внедрения сказалась на количестве отказов, особенно в первое время с начала эксплуатации. Однако были у него и достоинства (унаследованные от американского «прародителя»): туалеты и места отдыха во время длительных перелётов.

18 октября1951 г. на полигоне Семипалатинск провели первый сброс атомной бомбы с самолёта. В испытаниях был задействован Ту-4А экипажа К.И. Уржунцева. Позже применение ядерного оружие освоили многие экипажи ДА. 14 сентября1954 г. самолёты Ту-4 участвовали в учении с реальным применением атомной бомбы, которое проводилось на полигоне Тоцкое.

Создание поршневого бомбардировщика Ту-4 – носителя атомного оружия - стало экстренной мерой, призванной обеспечить баланс в очень непростых в то время международных отношениях. Очень скоро на смену ему пришли более совершенные реактивные машины. Так или иначе, но роль он свою выполнил, на несколько лет став фактором сдерживания.

По мере поступления в авиачасти Дальней Авиации самолётов Ту-16, Ту-4 постепенно снимался с вооружения. К 1960 году старых бомбардировщиков в полках практически не осталось.

 

Лётно-технические характеристики:

 

Длина самолёта, м    30,18

Размах крыла, м        43,05

 

Двигатели      АШ-73ТК

Мощность, л.с.          4 х 2400

 

Взлётный вес, кг

Нормальный  45200

Максимальный         55000

Скорость, км/час

Максимальная           520

крейсерская

Практический потолок, м    11200

Дальность полёта, км           5100

 

Оборонительное вооружение: 5 спаренных пулемётов УБТ (12,7 мм) или пушек Б-20Е (20 мм), или НС-23 (23 мм)

Бомбовая нагрузка, кг          до 8000

© 2009-2019 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.