Ту-22

С начала 1950-х гг. возможности зенитных ракет быстро росли. Потребовалось создать ударный самолёт, способный на сверхзвуковой скорости преодолевать систему ПВО потенциального противника. Дальний сверхзвуковой ракетоносец Ту-22 был создан в ОКБ А.Н. Туполева. Опытная машина называлась «105». Работы по ней вёл главный конструктор Д.С. Марков. Самолёт имел стреловидное крыло и узкий фюзеляж. Двигатели располагались сверху хвостовой части фюзеляжа.Ту-22

Первый полёт опытной машины состоялся 21 июня 1958 г. (экипаж Ю. Алашеева). Спешка при создании, вызванная острой необходимостью в таком самолёте, сказалась на сроках доводок. Первая машина была потеряна в катастрофе, а второй экземпляр взлетел 7 сентября 1959 г. Ещё до окончания испытаний ВВС потребовали запустить самолёт в серию.

Экипаж – 3 человека.

Строился на Казанском авиазаводе № 22 до 1969 г. Всего построено около 300 машин.

Основные модификации:

Ту-22А – бомбардировщик,

Ту-22К – ракетоносец,

Ту-22П – постановщик помех,

Ту-22Р – разведчик,

Ту-22У – учебный (спарка).

В 1961 г. на традиционном воздушном параде в Тушино в строю прошли 10 Ту-22. На тот момент лётчиков, способных управлять Ту-22, нехватало, поэтому кроме лётчиков туполевского КБ и ГНИКИ ВВС для парада привлекли и срочно подготовили военных лётчиков. Среди них: п/п-к Вахнов В.С., м-р Никерин В.С. и п-к Болысов А.И.

С 1962 г. ракетоносец был принят на вооружение, и началось его освоение в строевых частях. Первым полком стал 203-й тбап 45-й тбад в Барановичах. Переучивание осложнялось тем, что в то время спарок ещё не было, и освоение Ту-22 проходило в одиночку. После тренажей на земле, лётчик сразу вылетал, а инструктор летел рядом на истребителе и, если надо было, подсказывал по радио.

Ради достижения нужной скорости конструкторы самолёта пошли на предельное обжатие обводов. В полках за свой внешний вид ракетоносец получил прозвище «шило». Такая теснота кабины преподносила массу неудобств для работы экипажа: опасная система покидания самолёта (катапультирование вниз, исключавшее спасение вблизи земли), неважный обзор на посадке… Некоторые летчики не выдерживали и отказывались летать на этой машине. Но были и те, кто свыкся и полюбил ракетоносец.

Самолёт имел самое совершенное на то время навигационное и прицельное оборудование, оснащался сильной станцией РЭБ. В состав вооружения входила 6-тонная ракета Х-22, которую пускали за 400 км от цели и она развивала скорость 4000 км/ч. Это было серьёзное оружие против кораблей, даже если была не оснащена ядерным зарядом.

Первый пуск ракеты Х-22 в рамках боевой подготовки в 203-м тбап произвели в 1968 г.

Ту-22 состояли на вооружении 341-го тбап 15-й тбад (Озёрное), 121-го тбап 22-й тбад (Мачулищи), разведчики Ту-22Р были в 199-м (Нежин) и в 290-м одрап (Зябровка).

Бомбардировочные, ракетоносные и разведывательные варианты Ту-22 задействовались в многочисленных учениях, проводившихся в те годы.

На 1 декабря 1990 г. в ДА оставалось около 120 Ту-22 (из них ракетоносцев Ту-22К – 66).

Лётно-технические характеристики Ту-22К:

Длина самолёта, м    41,04

Размах крыла, м        23,65

Двигатели      РД-7М2

Тяга, кгс         2 х 16000

Взлётный вес, кг

Нормальный  72000

Максимальный         92000

Скорость, км/час

Максимальная           1540

крейсерская

Практический потолок, м    13200

Радиус действия, км 2900

 Оборонительное вооружение: 1 пушка 23 мм

Ракетное вооружение: 1 Х-22

© 2009-2019 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.