Ту-160
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов на континентальных ТВД. Создан в ОКБ им. А.Н. Туполева.
Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970-х годах оставляло мало шансов дозвуковым бомбардировщикам Ту-95 и 3М долететь до цели. Поэтому авиаконструкторам была поставлена создания новых ударных комплексов, способных на малой высоте и сверхзвуковой скорости преодолевать ПВО противника.
В конкурсе участвовали КБ Сухого, Мясищева и Туполева. Проект КБ П.О. Сухого Т-4МС признали лучшим, но в силу загруженности этого бюро другими не менее важными темами, разработку ударно-разведывательной авиационной системы поручили ОКБ А.Н. Туполева. Соответствующие постановление правительства вышли 26 июня 1974 г. и 19 декабря 1975 г.
Самолёт имеет крыло с изменяемой стреловидностью (20 - 65 град), оборудован системами и авионикой нового поколения. Собственную защиту бомбардировщика обеспечивает бортовой комплекс обороны «Байкал».
Первый полёт опытной машины состоялся 19 декабря1981 г. В воздух её поднял экипаж лётчика-испытателя туполевской фирмы Б.И. Веремея. После трёх лет доводок самолёт запустили в серию на Казанском авиазаводе. Первая серийная машина поднялась в воздух 10 октября1984 г. Программа производства предусматривала выпуск около 100 машин, однако снижение финансирования в конце 1980-х, а потом распад СССР привели к прекращению производства Ту-160. К началу 1990-х было построено около 30 самолётов.
Экипаж 4 чел.
Первые две серийные машины поступили в 184-й тбап 201-й тбад (Прилуки) 17 апреля1987 г. Их опытная эксплуатация проводилась как строевыми лётчиками, так и лётчиками-испытателями КАПО. Позже новыми ракетоносцами укомплектовали две эскадрильи 184-го тбап. По отзывам лётчиков, летавших прежде на Ту-16 и Ту-22М3, лучше, чем Ту-160, машины не было. Особенно авиаторы отмечали изменение в лучшую сторону эргономики кабины, за исключением, быть может, истребительных кресел, мало приспособленных к многочасовым полётам.
Для «лечения» многочисленных «детских болезней» Ту-160 (просто обязательных при освоении любой новой машины) в Прилуках постоянно находились представители КБ и промышленности.
Уже в августе 1987 г. состоялся первый полёт Ту-160 на имитацию боевого применения (экипажи генерал-майора Козлова Л.В. и командира 184-го тбап Гребенникова В.Д.).
В августе 1988 г. состоялся первый публичный показ самолёта. Машины продемонстрировали в Кубинке министру обороны США Ф. Карлуччи.
Количество в ДА на 1 декабря 1990 г. – 19.
После распада СССР все стратегические ракетоносцы Ту-160 были сведены в 121-й тбап в Энгельсе. Сюда же перелетели и машины, полученные от Украины.
Первый в Дальней Авиации практический пуск ракет Х-55 состоялся 22 декабря 1992 г. всё в том же 184-м тбап. Задание выполнил экипаж А.Д. Жихарева.
Экипажи Ту-160 неоднократно принимали участие в различных учениях и манёврах второй половины 1990-х – начала 2000-х годов.
На бортах нескольких самолётов нанесены славные имена. Один из них, Ту-160 «Илья Муромец», в 1995 г. прошёл над Поклонной горой в Москве, как лидер воздушного парада в честь 50-летия Победы.
На сегодня Ту-160 является самым мощным ударным комплексом российских ВВС.
Илья Муромец 06
Иван Ярыгин 04
Михаил Громов 01*
Александр Голованов 05
Василий Решетников 02
Александр Молодчий 07
Александр Новиков 12
Павел Таран 03
Василий Сенько 11
Алексей Плохов 16
Валерий Чкалов 17
* Потерян в катастрофе 18 сентября 2003 г.
Лётно-технические характеристики:
Длина самолёта, м 54,1
Размах крыла, м 55,7/35,6
Высота самолёта, м 13,1
Двигатели ТРДДФ НК-32
Мощность, л.с.
Тяга/на форсаже, кгс 4 х 14000/25000
Взлётный вес, кг
Нормальный
Максимальный 275000
Скорость, км/час
Максимальная 2000
крейсерская
Практический потолок, м 16000
Дальность полёта, км 14000
Оборонительное вооружение
Бомбовая нагрузка до 40000
Ракетное вооружение: 12 х Х-55 или 24 х Х-15