Ту-134
Для снижения расходов на поддержание должного уровня лётной подготовки экипажей Дальней Авиации решено было использовать более дешёвые самолёты, но с полным комплектом оборудования, аналогичного тому, который стоит на бомбардировщиках. Оптимальным признали самолёт Ту-134. Постановление правительства о создании лайнера вышло 1 августа 1960 г., а 29 июля 1963 г. самолёт впервые поднялся в воздух (лётчик А.Д. Калина). С августа 1967 г. самолёт начал выполнять регулярные рейсы в ГВФ.
К моменту инициации создания нужных для ДА модификаций пассажирские варианты Ту-134 уже несколько лет находились в эксплуатации. На базе Ту134 для Дальней Авиации создали две основные модификации:
Ту-134Ш – для тренировки штурманов ВВС, строился большой серией в двух подвариантах Ту-134Ш-1 и Ту-134Ш-2;
Ту-134УБЛ – для тренировки лётчиков Дальней и морской авиации.
Салон Ту-134Ш оборудован как «летающий класс» с несколькими рабочими местами штурманов.
Учебно-боевой Ту-134УБЛ имеет характерное внешнее отличие от пассажирского Ту-134 – длинный нос, имитирующий нос бомбардировщика Ту-22М. Под центропланом имеются пилоны для подвески бомб. Самолёт оснащён всем необходимым оборудованием для выполнения бомбометания.
Самолёты Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, поступившие в Центры переучивания лётного состава Дальней Авиации (Рязань, Тамбов), сменили там устаревшие Ту-124Ш.
Помимо своего прямого, учебного назначения Ту-134УБЛ может в случае необходимости и перевозить пассажиров.
Лётно-технические характеристики:
Ту-134Ш Ту-134УБЛ
Экипаж, чел 5 4
Длина самолёта, м 37,1 41,92
Размах крыла, м 29,01 29,01
Двигатели Д-30-2 Д-30-2
Тяга, кгс 6800 6800
Взлётный вес, кг 46500 44200
Скорость, км/час
Максимальная 850 850
Практический потолок, м 11000 11800
Дальность полёта, км 3400 3400