ТБ-3 (АНТ-6)

С декабря 1925 г. в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева разрабатывался проект транспортного самолета, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов. С июня 1926 г. эта машина рассматривалась уже как тяжелый дневной и ночной бомбардировщик. Опытный образец самолета АНТ-6 (ТБ-3) в первый раз взлетел 22 декабря 1930 г. (лётчик М.М. Громов). Он представлял собой четырехмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.

ТБ-3

Серийное производство ТБ-3 началось в феврале 1932 г. Бомбардировщики этого типа выпускались заводами № 22 (Москва), № 39 (Москва) и № 18 (Воронеж). Последний ТБ-3 построили в 1938 г. Всего изготовили 819 машин.

Моторы и стрелковое вооружение – в зависимости от модификации. Экипаж – 8-10 человек. Бомбовая нагрузка нормальная – 2000 кг, максимальная – до 5000 кг.

Серийно выпускались следующие модификации:

ТБ-3 с моторами BMW VI, М-17Б, М-17Ф; вооружение – 5 пулемётов калибра 7,62 мм (на первых самолётах без спаренных установок), на большей части выпущенных самолётов - 8, на последних сериях – 6 пулемётов (сняты подкрыльные башни); с 1933 г. введена «люлька» под носовой частью фюзеляжа; самый массовый вариант – более половины выпущенных самолётов;

ТБ-3 с моторами М-34 и изменённым капотированием мотогондол, выпускался с 1933 г., вооружение – 8 пулемётов (на последних – 6 пулёметов, без подкрыльных башен);

ТБ-3 с моторами М-34Р, выпускался с лета 1934 г., удлинённым фюзеляжем, новым вертикальным оперением, кормовой стрелковой установкой и отсутствием первой верхней турели, люковой установкой (в сумме – 7 пулемётов калибра 7,62 мм), масляно-воздушными амортизаторами шасси (вместо резиновых), тормозными задними колёсами в тележках, электрифицированным бомбардировочным вооружением;

ТБ-3 с моторами М-34РН, выпускался с февраля 1936 г., с одиночными колёсами вместо спаренных тележек, изменённой носовой частью фюзеляжа, увеличенным размахом крыла; вооружение – 4 пулемёта калибра 7,62 мм в экранированных турелях;

ТБ-3 с моторами М-34ФРН, выпускался в 1937 г., имел добавочные бензобаки в консолях, округлые законцовки  горизонтального оперения, развитые зализы между крылом и фюзеляжем; вооружение – как у предыдущего варианта.

 

Четырёхмоторные гиганты состояли на вооружении в СССР с весны 1932 г.

Советские ТБ-3 впервые были применены при поддержке наступления у озера Хасан в августе 1938 г. На Халхин-Голе в июле-августе 1939 г. они использовались как ночные бомбардировщики и транспортные самолёты. При присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре того же года ТБ-3 доставляли горючее, боеприпасы и продовольствие наступающим войскам Красной армии. В «зимней» войне с Финляндией они применялись как ночные и изредка как дневные бомбардировщики для ударов по тыловым объектам, снабжали окружённые части и соединения, вывозили раненых. При присоединении Прибалтики и Бессарабии в 1940 г. с этих машин были высажены крупные воздушные десанты.

ТБ-3 приняли активное участие в Великой Отечественной войне. С июня 1941 г. они применялись в Белоруссии и на Украине, провели серию налётов на приграничные районы Польши. В июне-июле эти машины вынужденно использовали днём, далее только по ночам. ТБ-3 длительное время составляли значительную часть парка АДД. Они участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. С конца 1943 г. использовались только как транспортные и учебные самолёты.

ТБ-3 сняли с вооружения советских ВВС осенью 1946 г.

В гражданской авиации разоруженные бомбардировщики эксплуатировались под обозначением Г-2 как грузовые. В период Великой Отечественной войны Г-2 применялись для перевозок к фронту.

 

Лётно-технические характеристики:

                                               ТБ-3М-17       ТБ-3М-34

Длина самолёта, м    24,4     25,18

Размах крыла, м        39,5     41,82

 

Двигатели                 М-17   М-34ФРНВ

Мощность, л.с.          4 х 700            4 х 1200

 

Взлётный вес, кг

Нормальный  17050  18877

Максимальный         -          22000

Скорость, км/час

максимальная 198     288

крейсерская

Практический потолок, м    3800    8000

Время набора высоты, м/мин         1000/9,2          1000/5,4

                          3000/61,0          3000/13,2

Дальность полёта, км           1350    2470

 

Оборонительное вооружение

Бомбовая нагрузка, кг          до 5000

© 2009-2018 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.