ТБ-1 (АНТ-4)

ТБ-1 являлся первым советским тяжелым бомбардировщиком. Он проектировался с середины 1924 г. в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. Двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.

ТБ-1 

Первый опытный образец с английскими двигателями Нэпир «Лайон» поднялся в воздух 26 ноября 1925 г. (лётчик А.И. Томашевский). Но серийное производство решили вести с моторами BMW VI. Второй опытный образец, ставший эталоном для серии, вышел на испытания в августе 1928 г.

Серийное производство ТБ-1 начали летом 1929 г. на заводе № 22 в Филях. Выпускались обычные ТБ-1 с колесным шасси (зимой заменявшимся лыжами) и ТБ-1а (ТБ-1П) на поплавках. Машину сняли с производства в 1932 г. Всего построили 216 самолетов, включая 66 ТБ-1а.

Экипаж – 5 человек.

ТБ-1 состоял на вооружении ВВС РККА с 1929 г.

Для увеличения дальности полёта и веса бомбовой нагрузки с февраля 1932 г. на части самолётов смонтировали дополнительные наружные бомбодержатели, а затем мосты. Последние получили более трети машин. Радиус действия ТБ-1 был сравнительно невелик, и для него разработали съемный бензобак, размещавшийся в бомбоотсеке. Затем запас горючего пополнили установкой дополнительных баков в крыле. Работали над химическим и реактивным (безоткатными пушками) вооружением бомбардировщика, но это так и осталось в рамках экспериментов. Не был завершен и комплекс ТМС-36 – два беспилотных ТБ-1, управлявшихся по радио операторами с самолёта наведения. Такие летающие бомбы должны были поражать крупные и важные объекты, хорошо прикрытые средствами ПВО.

Как бомбардировщики ТБ-1 служили до 1936 г., а далее эксплуатировались как учебные и транспортные до 1939 г. Переданные в ГВФ разоруженные ТБ-1 (там они именовались Г-1) широко применялись как грузовые. Как транспортные, они действовали на фронте в период Великой Отечественной войны. Последние машины летали в Полярной авиации до 1949 г.

 

Лётно-технические характеристики:

 

Длина самолёта, м    18,0

Размах крыла, м        28,7

Высота самолёта, м

 

Двигатели      BMW-VI

Мощность, л.с.          2 х 680

 

 

Взлётный вес, кг

Нормальный  6560

Максимальный         7750

С дополнительными бензобаками 8790

Скорость, км/час

максимальная 190,5

крейсерская

Практический потолок, м    4700

Время набора высоты, м/мин 1000/10,9

2000/29,7

Дальность полёта, км           1350

 

Оборонительное вооружение: 6 пулемётов калибра 7,62 мм

Бомбовая нагрузка, кг          до 985 (при установке моста – до 1200).

© 2009-2018 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.