Ли-2

До Великой Отечественной войны в СССР созданию пассажирских самолётов не придавалось такого значения, как производству машин военного назначения. Пробел в гражданской тематике восполнили в 1936 г. покупкой лицензии на производство удачного американского самолёта DC-3. Первая серийная машина вышла из сборочного цеха завода № 84 летом 1939 г. Она называлась ПС-84 (пассажирский самолёт 84-го завода) и оснащалась отечественными двигателями.

 

Ли-2 

Желание военных приспособить под военные нужды любые авиационные новинки привели к тому, что заводские конструкторы приступили к переоборудованию «воздушного грузовика» в бомбардировщик. Ещё во время советско-финской войны А.Е. Голованов, в то время командир экипажа транспортного ПС-84, пробовал, и небезуспешно, использовать Ли-2 в качестве бомбардировщика. Начавшаяся в 1941 г. война, большие потери советской авиации в первые её месяцы, самым естественным образом привели к решению о массовом выпуске бомбардировочного варианта ПС-84.

Экипаж – 4 человека.

Серийный выпуск начался в начале 1942 г., а сентября того же года самолёт стал называться Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Б.П. Лисунова.

Военная модификация отличалась от гражданской наличием внешних бомбодержателей, установленного снаружи бомбового прицела и оборонительного вооружения. При этом машина могла выполнять и транспортные функции.

Самолёт производили на заводе № 34 в Ташкенте (куда было эвакуировано оборудование завода № 84) и № 126 в Комсомольске-на-Амуре (с 1946 г.). Всего выпущено 4863 машины.

Во время войны Ли-2 имели на вооружении многие соединения АДД. Среди них: 101-й и 102-й транспортные полки 1-й ад дд, 53-я и 62-я ад дд, 340-й ап дд 54-й ад дд и др. Ли-2, наряду со своими «родными братьями» – самолётами С-47, поставлявшимися в Советский Союз по ленд-лизу, участвовали практически во всех операциях ВВС и АДД в Великой Отечественной войне. Кроме бомбардировок (главным образом, ночных) они осуществляли транспортные и санитарные перевозки, выброску десантов и разведгрупп в тыл противника, использовались для связи с партизанами, перебрасывая им грузы и вывозя раненых. С помощью Ли-2 проводилось быстрое перебазирование целых авиачастей.

Несколько полков, имевших на вооружении бомбардировщики Ли-2, приняли участие и в войне на Дальнем Востоке в августе 1945 г.

После войны необходимость в Ли-2, как в бомбардировщике отпала, и машины стали использоваться по своему первоначальному, пассажирско-транспортному назначению, а также как учебно-тренировочный самолёт.

Ли-2 является самолётом-долгожителем. До сих пор некоторое их число летает по всему миру.

 

Самолёт Ли-2 имел много модификаций:

ПС-84К – транспортно-десантный самолёт (1939 г.).

ПС-84И – санитарный (1940 г.).

Ли-2 – бомбардировщик (1942 г.).

Ли-2НБ – ночной бомбардировщик (1943 г.). 

Ли-2Т – транспортный самолёт (1946 г.).

Ли-2П – пассажирский самолёт (1946 г.) и др.

 

Лётно-технические характеристики:

 Длина самолёта, м    19,65

Размах крыла, м        28,81

Двигатели      АШ-62ИР

Мощность, л.с.          2 х 900

Взлётный вес, кг       11700

Максимальная скорость, км/час      295

Практический потолок, м    4200

Дальность полёта, км           2150

Оборонительное вооружение – пулемёты ШКАС 7,62 мм (в носу самолёта, в бортах фюзеляжа и в экранированной турели на фюзеляже) позже этот пулемёт заменили на УБТ – 12,7 мм))

Бомбовая нагрузка    до 4 х ФАБ-250

Полезная нагрузка, кг           4500 (или 20 человек)

 

С-47

Американский транспортный самолёт Дуглас DC-3 выпускался в СССР по лицензии под обозначением Ли-2. Но в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись и «родные» американские машины. Они назывались С-47 (в отечественных документах иногда писали «Си-47» или «Дуглас»). Всего их было получено 707, часть из которых ушла в ВВС.

В отличие от Ли-2, применявшегося в качестве транспортного и одновременно бомбардировочного самолёта, «американец» был чисто транспортной машиной, оборонительное вооружение на нём отсутствовало. С-47 выгодно отличался от советского «собрата» более мощными и надёжными двигателями, удобством для работы экипажа (приборное оснащение, обогрев и др.).

В полках АДД их было не много, и использовались они, главным образом, командным звеном. Однако в составе транспортных соединений С-47 активно участвовали в наступательных операциях (для снабжения войск), связи с партизанами, для переброски боеприпасов и вооружений повстанцам в Словакии и Югославии, для перевозки важных персон.

 

© 2009-2018 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.