Илья Муромец

Самолёт «Илья Муромец» (ИМ) был создан на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) конструктором И.И. Сикорским, как развитие его первой тяжёлой машины «Русский витязь». Самолёт был заказан военно-морским ведомством, а позже – командованием русской армии.

Илья Муромец

ИМ по схеме являлся бипланом и имел 4 мотора (в учебном варианте иногда 2). С 1914 по 1918 гг. под обозначением «Илья Муромец» был выпущен целый ряд больших самолётов, иногда очень сильно отличавшихся друг от друга, но имевших одну компоновочную схему.

Размеры машины требовали соответствующих двигателей, и конструктор пробовал ставить на самолёт наиболее мощные из имевшихся. «Муромцы» оснащались зарубежными «Аргусами», «Санбимами», «Сальмсоны», «Бердморами», «Рено», а также моторами, выпускавшимися на том же РБВЗ – РБЗ-6.

Первый полёт на «Илье Муромце» совершил сам И.И. Сикорский 10 декабря 1913 г. Чуть позже на самолёте установили несколько рекордов (по подъёму грузов на высоту).

Экипаж – 6 человек.

Серийная постройка «Муромцев» велась на Русско-Балтийском вагонном заводе. Всего было выпущено до 80 экземпляров. Основные серии:

ИМ – первая машина с 4 моторами «Аргус»;

ИМБ – серия Б, имел меньшие размеры и более мощную силовую установку;

ИМВ – серия В, облегчённый, боевой; имел ещё более меньшие размеры, чем Б, и узкое крыло; одна из самых массовых серий; двигатели «Аргус», «Санбим», «Сальмсон», РБЗ-6;

ИМГ – серия Г, несколько больших размеров, чем В; на Г-2 появилось важное нововведение – хвостовая пулемётная точка; одна из самых массовых серий;

ИМД или ДИМ – немногочисленная серия Д; имел увеличенный по размерам фюзеляж с развитым носовым остеклением; моторы «Санбим» (две тандемные установки).

 

В второй половине 1914 г., до завершения всесторонних испытаний, тяжёлые бомбовозы отправили на фронт (шла Первая Мировая война). С учётом опыта боевых действий Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию. От серии к серии самолёт быстро совершенствовался.

Наиболее эффективное использование «Муромцев» на фронте связано с именем М.В. Шидловского – председателя правления РБВЗ и первого начальника организованной по его инициативе Эскадры Воздушных Кораблей. В декабре 1914 г. все действовавшие на фронте «Муромцы» были сведены в Эскадру. Она являлась особой силой в вооруженных силах России и подчинялась непосредственно Верховному командованию.  

С образованием Эскадры самолётов «Илья Муромец» впервые в мире была выработана тактика и стратегия применения крупных соединений тяжёлых бомбардировщиков и система их обеспечения.

Самолёт мог брать на борт бомбы невиданных до той поры калибров – до 25 пудов (410 кг).

«Илья Муромец» имел сильное оборонительное вооружение, практически без «мёртвых зон», и поэтому потери на фронте составили всего одну машину. За такую обороноспособность противник называл «Муромцы» «ежами».

После революции несколько самолётов осталось на Украине, где из них пытались создать нечто подобное Эскадре (без успеха), часть - вошла в состав Красного Воздушного флота.

Использование их там было не активным – нехватало лётчиков. В конце концов машины (главным образом, серии Г-2) были переданы в гражданский воздушный флот.

 

Лётно-технические характеристики:

                                               ИМБ   ИМВ   ИМГ-3

                                                           боевой

Длина самолёта, м               19,0     17,5     17,1

Размах крыла верхнего/нижнего, м            30,95/22,45     29,8/21,0         30,87/22,0

 

Двигатели      Аргус  Санбим          Рено + РБЗ-6

Мощность, л.с.          4 х 140            4 х 150            2 х 220 + 2 х 150

 

Взлётный вес, кг       4600    4600    5400

Нормальный

максимальный

Скорость, км/час

Максимальная           105      110      115

крейсерская

Практический потолок, м    3000    2900    3400

Время набора высоты, м/мин         1000/13           1000/16           1000/7,3

Дальность полёта, км           520      440      570

 

Оборонительное вооружение

Бомбовая нагрузка

Ракетное вооружение

© 2009-2011 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.