Ил-78

Специализированный самолёт-заправщик Ил-78 создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Машина начала проектироваться в ОКБ С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением правительства от 10 марта 1982 г. на базе Ил-76М. Кормовое оборонительное вооружение при этом демонтировали. Задание предусматривало возможность как воздушной, так и наземной заправки, днём и ночью.

Первый полёт Ил-78 состоялся 26 июня 1983 г. В воздух самолёт поднял экипаж В.С. Белоусова. Отработку заправки в воздухе вёл экипаж С.Г. Близнюка.

В полёте воздушный танкер может заправлять одновременно 3 самолёта, на земле – 4. Система воздушной заправки – «шланг-конус», длина шланга –28 м. Диапазон высот при заправке – 2000-9000 м. Самолёт оснащён всем необходимым для выполнения основной задачи – заправки в воздухе: комплексом пилотажно-навигационного и связного оборудования для обеспечения режима встречи с заправляемым самолётом (даже в высоких широтах), внутрифюзеляжными баками (2 х18230 л), двумя унифицированными топливными агрегатами УПАЗ-1 (производительность – 2340 л/мин) под крылом и одним ПАЗ-1 (производительность – 4000 л/мин) с левой стороны хвостовой части фюзеляжа. Для обеспечения заправки машина имеет специальное светотехническое оборудование и аппаратуру контроля процесса передачи топлива.

Экипаж – 6-7 человек.

Серийно самолёт стали производить с 1986 г. На Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова. К концу 1991 г. выпущено 45 машин Ил-78 и Ил-78М.

На вооружение ВВС и, в частности, Дальней Авиации Ил-78 и Ил-78М нчали поступать с1986 г. Ими предполагалось сменить устаревшие заправщики В.М. Мясищева 3МС2 и 3МН2, созданных на базе бомбардировщиков 3М. В 1986 г., первым в ДА, Ил-78 получил 409-й авиаполк самолётов-заправщиков в Узине.                                                                                                                                                                                                                                                                                                После распада СССР часть машин осталась в составе ВВС Украины. Поскольку наличие Дальней Авиации в ВВС Украины не предусмотрено, украинские заправщики переоборудованы в военно-транспортные самолёты. Ил-78 ВВС России (около 20 машин) были сведены в 203-й Гвардейский Орловский отдельный авиационный полк самолётов-заправщиков. Местом его дислокации стала Рязань (Дягилево).

Самолёты-заправщики являются одним из средств, делающих Дальнюю Авиацию действительно дальней. При дозаправках радиус действия ударных самолётов становится по сути неограниченным (и имеет предел только по физическим возможностям экипажа). С момента появления Ил-78 они задействовались во всех учениях, если те были связаны с дальними перелётами самолётов ФА и ДА. Причём заправщики работали в самых разных климатических поясах – от жаркого юга до холодного севера (за Полярным кругом, в условиях низких температур). Возросшие возможности боевой авиации, например, были наглядно продемонстрированы на учениях «Восход-93». Ил-78 обеспечили одновременное оперативное перебазирование из Европейской части страны на Дальний Восток большого числа самолётов: десяти Су-24М и Су-24МР, восьми МиГ-31, четырёх Су-27 и шести Ту-95МС.

Самолёт выпускался в нескольких модификациях:

Ил-78 – создан на базе ВТС Ил-76М. Возможно обратное переоборудование.

Ил-78М – модернизированный неконвертируемый вариант на базе Ил-76МД. Увеличен взлетный вес и усилено крыло. Первый полёт – март 1987 г.

Ил-78МК – экспортная модификация (в частности, для ВВС Индии). Отличается составом оборудования.

 

Лётно-технические характеристики:

Длина самолёта, м    46,6

Размах крыла, м        50,5

Высота самолёта, м  14,76

 

Двигатели      Д-30КП-2

Тяга, кгс         4 х 12000

 

Взлётный вес, кг

Нормальный  170000

Максимальный         190000

Скорость, км/час

Максимальная           850

Крейсерская  780-800

Практический потолок, м    12000

Перегоночная дальность, км           9500-10000

© 2009-2019 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.