Ил-78
Специализированный самолёт-заправщик Ил-78 создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Машина начала проектироваться в ОКБ С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением правительства от 10 марта 1982 г. на базе Ил-76М. Кормовое оборонительное вооружение при этом демонтировали. Задание предусматривало возможность как воздушной, так и наземной заправки, днём и ночью.
Первый полёт Ил-78 состоялся 26 июня 1983 г. В воздух самолёт поднял экипаж В.С. Белоусова. Отработку заправки в воздухе вёл экипаж С.Г. Близнюка.
В полёте воздушный танкер может заправлять одновременно 3 самолёта, на земле – 4. Система воздушной заправки – «шланг-конус», длина шланга –28 м. Диапазон высот при заправке – 2000-9000 м. Самолёт оснащён всем необходимым для выполнения основной задачи – заправки в воздухе: комплексом пилотажно-навигационного и связного оборудования для обеспечения режима встречи с заправляемым самолётом (даже в высоких широтах), внутрифюзеляжными баками (2 х18230 л), двумя унифицированными топливными агрегатами УПАЗ-1 (производительность – 2340 л/мин) под крылом и одним ПАЗ-1 (производительность – 4000 л/мин) с левой стороны хвостовой части фюзеляжа. Для обеспечения заправки машина имеет специальное светотехническое оборудование и аппаратуру контроля процесса передачи топлива.
Экипаж – 6-7 человек.
Серийно самолёт стали производить с 1986 г. На Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова. К концу 1991 г. выпущено 45 машин Ил-78 и Ил-78М.
На вооружение ВВС и, в частности, Дальней Авиации Ил-78 и Ил-78М нчали поступать с1986 г. Ими предполагалось сменить устаревшие заправщики В.М. Мясищева 3МС2 и 3МН2, созданных на базе бомбардировщиков 3М. В 1986 г., первым в ДА, Ил-78 получил 409-й авиаполк самолётов-заправщиков в Узине. После распада СССР часть машин осталась в составе ВВС Украины. Поскольку наличие Дальней Авиации в ВВС Украины не предусмотрено, украинские заправщики переоборудованы в военно-транспортные самолёты. Ил-78 ВВС России (около 20 машин) были сведены в 203-й Гвардейский Орловский отдельный авиационный полк самолётов-заправщиков. Местом его дислокации стала Рязань (Дягилево).
Самолёты-заправщики являются одним из средств, делающих Дальнюю Авиацию действительно дальней. При дозаправках радиус действия ударных самолётов становится по сути неограниченным (и имеет предел только по физическим возможностям экипажа). С момента появления Ил-78 они задействовались во всех учениях, если те были связаны с дальними перелётами самолётов ФА и ДА. Причём заправщики работали в самых разных климатических поясах – от жаркого юга до холодного севера (за Полярным кругом, в условиях низких температур). Возросшие возможности боевой авиации, например, были наглядно продемонстрированы на учениях «Восход-93». Ил-78 обеспечили одновременное оперативное перебазирование из Европейской части страны на Дальний Восток большого числа самолётов: десяти Су-24М и Су-24МР, восьми МиГ-31, четырёх Су-27 и шести Ту-95МС.
Самолёт выпускался в нескольких модификациях:
Ил-78 – создан на базе ВТС Ил-76М. Возможно обратное переоборудование.
Ил-78М – модернизированный неконвертируемый вариант на базе Ил-76МД. Увеличен взлетный вес и усилено крыло. Первый полёт – март 1987 г.
Ил-78МК – экспортная модификация (в частности, для ВВС Индии). Отличается составом оборудования.
Лётно-технические характеристики:
Длина самолёта, м 46,6
Размах крыла, м 50,5
Высота самолёта, м 14,76
Двигатели Д-30КП-2
Тяга, кгс 4 х 12000
Взлётный вес, кг
Нормальный 170000
Максимальный 190000
Скорость, км/час
Максимальная 850
Крейсерская 780-800
Практический потолок, м 12000
Перегоночная дальность, км 9500-10000