ДБ-3 (ИЛ-4)

Цельнометаллический бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30) являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Последний первоначально проектировался в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина как скоростной ближний бомбардировщик ББ-2, но затем был оснащен дополнительными бензобаками и превращен таким образом в бомбардировщик дальний. Представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убирающимся шасси. ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта1936 г. (лётчик В.К. Коккинаки).ДБ-3 (ИЛ-4) 

Серийное производство ДБ-3 было организовано с января1937 г. Эти самолеты строились заводами № 39 (Москва, затем Иркутск), № 18 (Воронеж), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 23 (Москва). С лета1942 г. именовался Ил-4. До прекращения производства в конце1945 г. выпустили 6785 самолетов.

Моторы и стрелковое вооружение - в зависимости от модификации. Экипаж – 3 человека (у доработанных ДБ-3Б и ДБ-3Ф выпуска с1941 г. – 4 человека).

Существовали следующие серийные модификации:

ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85 или М-86, вооружение – три пулемёта калибра7,62 мм;

ДБ-3Б с моторами М-87, отъёмными консолями крыла, изменённым остеклением кабины штурмана, новым фонарём кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой экипажа, частичным протектированием бензобаков, вооружение – три пулемёта калибра7,62 мм; часть самолётов позднее переделана с установкой новых турелей МВ-2 и МВ-3 (вместо СУ и ЛУ) или с установкой дополнительного пулемёта в хвостовом коке;

ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, а с лета 1942 г. самолёт стал называться Ил-4) с моторами М-87 или М-88, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси; вооружение из двух (первые серии) или трех 7,62-мм пулемётов; с начала1942 г. состояло из одного 12,7-мм пулемётов и двух 7,62-мм; с1942 г. на части самолётов устанавливались деревянные каркас кабины штурмана и хвостовой кок, с апреля того же года применялись подвесные бензобаки; с1943 г. в производство внедрены усиленное шасси и увеличенная стреловидность крыла по передней кромке.

Кроме того, с середины войны для снижения потерь в ночных вылетах на выхлопных патрубках Ил-4 стали устанавливать пламегасители.

Серийно выпускались также торпедоносцы ДБ-3Т и Ил-4Т для морской авиации.

 

ДБ-3 состояли на вооружении, главным образом, дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА.

Зимой 1939-40 годов большую часть дальних бомбардировщиков привлекли к налётам на Финляндию. Они действовали как по целям у линии фронта, так и в глубине страны. Летали в основном днём, но наносились и ночные удары.

В июне1941 г. ДБ-3Б и ДБ-3Ф составляли основную массу бомбардировщиков большого радиуса действия в советских ВВС. В начале войны они использовались днём против наступающих войск противника. Далее были переведены в основном на ночные действия, атакуя объекты в ближнем и дальнем тылу немцев.

Участвовали во всех основных операциях советской армии. В июле1942 г. Ил-4 АДД совершили серию налётов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, города Восточной Пруссии. Далее они перемежали поддержку войск на фронте с рейдами вглубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в том числе днём) и Курском. В феврале1944 г. Ил-4 задействовали в массированных налетах на Хельсинки, весной того же года они поддерживали операции в Прибалтике и Крыму. В июне большую часть сил сосредоточили для подготовки наступления в Белоруссии. Ил-4 закончили войну, летая с аэродромов Польши на цели в Германии. Они активно участвовали в Берлинской операции.

В августе1945 г. Ил-4 использовали в короткой кампании на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии.

Как бомбардировщики эти самолеты служили до1949 г., как учебные машины – дожили до начала 50-х годов.

 

 Лётно-технические характеристики Ил-4:

 

Длина самолёта, м    14,76

Размах крыла, м        21,44

 

Двигатели      М-88Б

Мощность, л.с.          2 х 1100

 

Взлётный вес, кг

Нормальный  7933

Максимальный         10153

Скорость, км/час

Максимальная           429

Практический потолок, м     9700

Время набора высоты, м/мин         5000/12,1

Дальность полёта, км           3300

 

Оборонительное вооружение

Бомбовая нагрузка, кг

Нормальная   1000

Максимальная           2500

Ракетное вооружение: 3 пулемёта7,62 мм

© 2009-2018 Музей ДА, г.Рязань. Все права защищены.